«Жизнь – это большая компьютерная игра, в которой нельзя переродиться»
Наталия Вячеславовна Устинова, заведующий отделом социальной педиатрии и организации мультидисциплинарного сопровождения детей НКЦ № 2 ФГБНУ РНЦХ им. Б.В. Петровского (ЦКБ РАН), врач-психиатр НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (г. Москва):
– На формирование неблагоприятного детского опыта влияют многие факторы: личные качества, опыт родителей, общество… Именно поэтому для того, чтобы защитить детей от травм, пренебрежения и насилия, важно учитывать каждый из этих факторов.
Если мы видим непосредственную угрозу жизни ребёнка, то мы должны немедленно об этом сигнализировать. Важно помнить о том, что не только действия, но и бездействие наносят вред здоровью ребёнка.
Однако для того, чтобы обращение в соответствующие службы было доказательным, нужно уметь отличать преднамеренные повреждения от случайных: проанализировать цвет, размер, расположение синяков и периодичность их возникновения.
Анна Яновна Басова, психиатр, доцент кафедры психиатрии и клинической психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова (г. Москва):
– В 75% случаев о суицидальных намерениях сообщается заранее, поэтому важно слушать и слышать, что говорит ребёнок. Фразы «тебе больше не придётся обо мне волноваться» или «вам было бы лучше без меня» являются «маячками», услышав которые следует обратиться к специалистам.
О многом свидетельствует и поведение ребёнка. Апатия, нарушение сна, отчуждённость, раздаривание любимых и ценных вещей – всё это признаки депрессивного состояния, которое может привести к суицидальным мыслям.
Взрослым нужно понять, что дети не осознают конечный результат своих действий, поэтому родители, педагоги и врачи должны объяснить ребёнку, что суицид – это навсегда.
Ярослав Александрович Туляев, когнитивно-поведенческий психотерапевт (г. Пермь):
– Дети не умеют правильно выражать свои эмоции. Агрессия внутри ребёнка может накапливаться из-за невозможности выйти во внешнюю среду в связи с общественными правилами. Именно тогда человек начинает заниматься саморазрушением. Родителям нужно научить детей «выливать» их внутренние переживания в творчество.
Репсиме Зурнаджян